Возвращение балов

Помните детскую игру: «Вам барыня прислала 100 рублей. Что хотите, то купите.

«Да» и «Нет» не говорите… Вы поедете на бал?

В детстве эта старинная игра имела один ответ: «Поеду! Поеду!»

Вспоминается фильм «Золушка», где героиня грациозно танцевала и весело пела про старого жука.

Для большинства из нас это было первое представление о бале. Позже в школе мы познакомились с Наташей Ростовой, вместе с ней волновались, собираясь на первый бал. А потом наш собственный выпускной бал. На этом сказка кончилась, а мечта осталась – как хотелось подняться по парадной лестнице, остановиться перед огромным зеркалом и, поправив прическу, войти в зал, где дамы и кавалеры кружатся в вихре вальса.

Увы, в нашей юности этим мечтам не суждено было воплотиться. Балы, как и другие приметы милой старины, казалось, навсегда остались в прошлом.

А может, что-то все-таки начинает возвращаться?

Да, начинает! Сегодня в России созданы сотни клубов и школ исторического танца. Полонезы, менуэты, вальсы, мазурки все чаще звучат в красивейших залах и дворцах, старинных особняках.

Далеко ходить за доказательством возрождения этой исторической традиции не надо.

Вот уже второй год здесь, на берегу Волги, в санатории Карачарово, проводятся исторические балы, то есть возрождается традиция проведения балов в том виде, в каком они проводились в 19 веке. И это совершенно не случайно - санаторий Карачарово находится на территории бывшего имения замечательного художника, архитектора, просветителя, потомка древнего рода рюриковичей князя Григория Григорьевича Гагарина.

Семьи князей -  Гагарина Г.Г. и его сына - тоже Гагарина Григория Григорьевича  (он жил здесь до своей кончины в 1918 году),  были многочисленны, и, конечно, в дни именин, в праздничные дни здесь устраивались танцевальные вечера, на которых молодежь резвилась, да и старшие не прочь были пройти тур вальса, поучаствовать в котильонах или, вспоминая молодость, протанцевать несколько па из мазурки.

Сегодня мы хотим как бы создать общий рисунок балов, так как они проходили в 19 веке, чтобы хотя отдаленно представить как это было. Балам в России положил начало Петр 1, привезший эту моду из Европы, и назывались они тогда петровскими ассамблеями.

Так что же это все-таки такое – бал первой половины 19 века?

Давайте попробуем представить себе - как это было…

Итак, все балы, особенно придворные начинались с полонеза. Полонез вошел в моду при Екатерине II.

Все присутствующие должны были принять в нем участие. Его можно было назвать торжественным шествием. В первой паре шел хозяин с самой знатной гостьей, во второй – хозяйка – с самым именитым из гостей.

Кавалеры гордо показывали своих дам, полонез мог продолжаться довольно долго, до получаса. Иностранцы называли этот танец «ходячий разговор». Большое преимущество полонеза было в том,что его могли танцевать пожилые дамы и кавалеры.

Я помню вальса звук прелестный

Весенней ночью в поздний час.

Его пел голос неизвестный,

И песня чудная лилась.

Да, то был вальс прелестный, томный,

Да, то был дивный вальс.

Теперь зима, и те же ели

Покрыты сумраком стоят.

А под окном шумят метели

И звуки вальса не звучат.

Где ж этот вальс старинный, томный,

Где ж этот дивный вальс.

 

Вы, конечно, поняли, что сейчас будет вальс. Дело в том, вторым танцем на балах всегда был вальс, о котором А. С. Пушкин писал:

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихор шумный,

Чета мелькает за четой.

Балы проводились круглый год, за исключением периодов постов, особенно Великого поста

Балы дает нельзя богаче,

От Рождества и до поста

И летом праздники на даче. (А.Грибоедов)

 

Приглашения на бал рассылались не менее чем за семь-десять дней до его начала – главным образом для того, чтобы у дам была возможность подготовить соответствующий наряд: на бал необходимо было являться непременно в новом и модном платье.

Для девиц рекомендовались платья светлых тонов, незамысловатая причёска, простые украшения. Замужние дамы имели более богатый выбор в расцветке, фасоне платьев и ношении ювелирных изделий. Бальная обувь представляла собой мягкие туфли, чаще без каблука..

Для кавалеров фрак для гражданских служащих и военных мундиры. Наличие шпор не одобрялось, но некоторые нарушали это правило ради щегольства.

Важнейшим атрибутом было наличие безукоризненно чистых и белоснежных перчаток Перчатки никогда не снимались, даже если они лопнули – в этом случае рекомендовалось иметь с собой запасную пару.

Важной составляющей дамского бального костюма являлся веер, служивший не только для создания свежего дуновения, но и в качестве языка общения.

С одной и той же дамой в течение вечера полагалось танцевать не более одного – двух раз

Более трёх танцев могли танцевать только жених и невеста.

По окончании танца кавалер осведомлялся у дамы, куда отвести её.

Мазурка — это середина бала . Она «приехала» в Россию из Парижа в 1810 году. Дама в мазурке идет плавно, грациозно, изящно, скользит и бегает по паркету. Партнер в этом танце проявляет активность, делает прыжки «антраша», во время которых в воздухе он должен ударить нога об ногу три раза. Умелое пристукивание каблуками придает мазурке неповторимость и шик. В 20-е гг. XIX века мазурку стали танцевать спокойнее, и не только потому, что от нее страдал паркет. Об этом писал А. С. Пушкин:

Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы,

Теперь не то: и мы, как дамы,

Скользим по лаковым доскам.

Балы, как известно, начинались поздно вечером и заканчивались под утро.

Чтобы разнообразить балы и дать возможность немного отдохнуть, перерывами в балах служили ужины и салоны – литературные, музыкально-драматические...

 


рассказать друзьям и получить подарок

Подпишитесь на обновления сайта. Введите свой e-mail:

Один комментарий на “Возвращение балов

  1. Pingback: Алла Жданова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.