Сценарий карачаровских балов (основа)

Программа (сценарий) Рождественского бала 2012 года (8 января)- может быть взята за основу любого исторического бала, имеющего целью познавательный характер (показательный бал для любой аудитории)

За 15-2- минут до начала

М.И. Глинка,вальс из оперы «Жизнь за царя» Д 12-а, трек 6

П.И.Чайковский,вальс из балета «Лебединое озеро», д 12-а, трек 8

 

Первое отделение

Новый год и Рождество самое светлое и самое радостное время, когда сердца многих людей живут предвкушением чуда. Быстрые кони мчат золотые кареты к королевскому замку, совсем скоро дворец вспыхнет огнями хрустальных люстр и прекрасные дамы и кавалеры выйдут на первый тур вальса. А Золушка только мечтает попасть на этот праздник. Ей снится волшебный сон, в котором есть и добрая фея и прекрасный принц. Жаль только, что чудеса бывают только в сказках….

Помните детскую игру: «Вам барыня прислала 100 рублей. Что хотите. То купите, «Да» и «Нет» не говорите… Вы поедете на бал?

В детстве эта старинная игра имела один ответ: «Поеду! Поеду!»

А фильм «Золушка», где героиня грациозно танцевала и весело пела про старого жука, давал

первое представление о бале, Позже в школе мы познакомились с Наташей Ростовой, вместе с ней волновались, собираясь на первый бал. А потом наш собственный выпускной бал. На этом сказка кончилась, а мечта осталась – как хотелось подняться по парадной лестнице, остановиться перед огромным зеркалом и, поправив прическу, войти в зал, где дамы и кавалеры кружатся в вихре вальса

Увы, в нашей юности этим мечтам не суждено было воплотиться. Балы, как и другие приметы милой старины, казалось, навсегда остались в прошлом.

А может, что-то все-таки начинает возвращаться? Да, начинают! Сегодня в России созданы сотни клубов и школ исторического танца. Полонезы, менуэты, вальсы, мазурки все чаще звучат в красивейших залах и дворцах, старинных особняках.

Далеко ходить за доказательствами возрождения этой исторической традиции не надо - здесь.

Вот уже второй год здесь, на берегу Волги, в санатории Карачарово, проводятся исторические балы, то есть возрождается традиция проведения балов в том виде, в каком они проводились в 19 веке. И это совершенно не случайно - вам известно, что мы с вами находимся не территории бывшего имения замечательного художника, архитектора, просветителя, потомка древнего рода рюриковичей князя Григория Григорьевича Гагарина.

Семьи князей Гагариных ГГГ и его сына - тоже ГГГ (он жил здесь до своей кончины в 1918 году), были многочисленны, и, конечно, в дни именин, в праздничные дни здесь устраивались танцевальные вечера, на которых молодежь резвилась, да и старшие не прочь были пройти тур вальса, поучаствовать в котильонах или, вспоминая молодость, протанцевать несколько па из мазурки.

Сегодня мы хотим как бы создать общий рисунок балов, так как они проходили в 19 веке,

чтобы хотя отдаленно представить как это было. Балам в России положил начало Петр 1, привезший эту моду из Европы, и назывались они тогда петровскими ассамблеями.

Так что же это все-таки такое – бал первой половины 19 века?

Давайте попробуем представить себе - как это было…

 

1. ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ ТАНЕЦ – ПОЛОНЕЗ, ВАЛЬС-ГАВОТ, ФИГУРНЫЙ

1. Полонез юных дам - принцесс. Их выводят кавалеры (в зависимости от числа принцесс – и число кавалеров) Диск 25 трек 1

В колонну – дама направо, партнер налево.Колонна. Пара направо, пара налево. Четверка ( или шестерка – если три пары) Поклон.

 

2.ОБЩИЙ ПОЛОНЕЗ. Коротко о полонезе

(Полонез из оперы «Евгений Онегин», диск 1трек 1)

Наша визитная карточка, вот этот танец, который сейчас вы увидели, состоял из трех танцев – полонез, гавот и вальс.

Итак, все балы, особенно придворные начинались с полонеза. Полонез вошел в моду при Екатерине II. Все присутствующие должны были принять в нем участие. Его можно было назвать торжественным шествием. В первой паре шел хозяин с самой знатной гостьей, во второй – хозяйка – с самым именитым из гостей.

Кавалеры гордо показывали своих дам, полонез мог продолжаться довольно долго, до получаса. Иностранцы называли этот танец «ходячий разговор». Большое преимущество полонеза было в том,что его могли танцевать пожилые дамы и кавалеры.

Приглашаются все. В первых парах – кавалеры во фраках

3.По традиции - второй танец на балу всегда вальс (в тех же парах)

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихор шумный,

Чета мелькает за четой

ФИГУРНЫЙ ВАЛЬС диск 1, трек 11

После фигурного вальса - представление участников бала – работников ДК, гостей, членов салона исторического танца «Карачаровские балы»)

4. ПАДЕГРАС - Диск 1, трек 13

5. Вальс-гавот - Диск 1 трек 9 Алла и Лев

6.Пазефир Диск 2 трек 8

Ведущая: Несколько слов о бальном этикете

Традиции русских балов восходят к Петровским временам. На балах решались судьбы России и Европы, создавались исторические союзы и заключались знаменитые сделки. Особыми считались новогодние и рождественские балы .

Балы проводились круглый год, за исключением периодов постов, особенно Великого поста

Балы дает нельзя богаче,

От Рождества и до поста. (А.Грибоедов)

Приглашения на бал рассылались не менее чем за семь-десять дней до его начала – главным образом для того, чтобы у дам была возможность подготовить соответствующий наряд: на бал необходимо было являться непременно в новом и модном платье.

Для девиц рекомендовались платья светлых тонов, незамысловатая причёска, простые украшения. Замужние дамы имели более богатый выбор в расцветке, фасоне платьев и ношении ювелирных изделий. Бальная обувь представляла собой мягкие туфли, чаще без каблука…

Для кавалеров фрак для гражданских служащих и военных мундиры. Наличие шпор не одобрялось, но некоторые нарушали это правило ради щегольства.

Важнейшим атрибутом было наличие безукоризненно чистых и белоснежных перчаток Перчатки никогда не снимались, даже если они лопнули – в этом случае рекомендовалось иметь с собой запасную пару.

Важной составляющей дамского бального костюма являлся веер, служивший не только для создания свежего дуновения, но и в качестве языка общения. (О языке веера расскажу во втором отделении нашего бала.) С одной и той же дамой в течение вечера полагалось танцевать не более одного – двух раз.

Более трёх танцев могли танцевать только жених и невеста.

По окончании танца кавалер осведомлялся у дамы, куда отвести её: в буфет или же к месту, откуда он её взял.

7.Показательный танец Богемская полька – Алла и Валентин Диск 30 трек 11

8. «Пузырьки в бокале» д. 6 , т.3 –«Санта-Лючия»

Марш «Карусель» д.15 т 18

9. Падепатинер Диск 2 трек 6

Бальные традиции и этикет

Еще в петровскую эпоху появилось первое руководство по этикету и хорошему тону. Называлось оно "Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению". Здесь давались самые общие наставления о том, как держать себя в обществе. Например, придворному человеку не советовалось "руками и ногами по столу везде колобродить, но смирно есть, вилками и ножиком по тарелкам и скатерти не чертить. Когда говоришь с людьми, то будь благочинен, учтив, немного говори, а слушай. Придворный человек не должен носом храпеть и глазами моргать, и ниже шею и плеча, якобы из повадки, трясти. Не зван и не приглашен в гости не ходи, ибо говорится: кто ходит, не зван, тот не отходит, не бран".

Подобные же наставления издавались и позднее. Среди них были и написанные в стихах:

Старайся, чтоб твой нос был свеж и чист;

Не фыркал, не сопел, не издавал бы свист,

старайся за столом так руки держать,

Длина платья указывала опытному глазу, собирается ли дама танцевать. Именно по этой причине пришлось спешно укорачивать перед балом платье Наташи Ростовой в романе Л.Н. Толстова "Война и мир": домочадцам показалось, что бальные кавалеры примут Наташу за нетанцующую.

Бальные наряды для девушек, впервые выезжающих в свет (их называли дебютантками), готовились особенно тщательно. Традиционно они были светлыми, чаще - белыми, и отделывались искусственными цветами-подснежниками, незабудками, бледными маргаритками. Букетики таких цветов прикалывали к волосам. Для последующих балов платья молодой девушки могли быть чуть пышнее, но, согласно русской традиции , девушка из хорошего общества не должна была носить драгоценностей (кроме скромной нитки жемчуга или цепочки с небольшой подвеской), дорогих, ярких или темных тканей, перья и меха. Все это дозволялось только замужним дамам. Верхом элегантности и хорошего вкуса считался бальный наряд без единого цветного пятна. Чтобы не измять бальный туалет, поверх него набрасывали просторную накидку, называвшуюся сорти де баль.

Молоденькая девушка появлялась в обществе с цветами или бантами в волосах, зато замужняя дама обычно надевала головной убор: легкую шляпу без полей (ток), берет или хотя бы наколку из лент и кружев. В этом правиле нашел отражение старинный русский обычай, по которому замужним женщинам не позволялось показываться на людях с непокрытой головой. Мужчины появлялись на балах без головных уборов.

Нетанцующие дамы приезжали на праздники в длинных платьях из плотной и сравнительно тяжелой, "не бальной" материи-бархата, шелкового штофа, шерсти и т.п.

Воздушные и легкие бальные наряды оказывались удивительно непрочными. Бальные башмаки нередко протирались до дыр за один вечер, и после бала, убирая, слуги непременно выметали из зала кусочки кружев, смятые оторвавшиеся цветы, блестки и перышки. В XIX веке время от времени входили в моду дамские перчатки без пальцев, закрывающие только ладонь. Кольцо поверх обычной перчатки в ХIХ веке считалось ужасной безвкусицей, а вот браслеты надевать в таких случаях не возбранялось.

Развлечения на балах (Вальс с цветком, светский ручеек, котильон)

Дамы с 26-28 лет, а мужчины примерно с 35 постепенно переходили в разряд нетанцующих. Они продолжали ездить на балы, участвовали в полонезе (танце-шествии), но в основном смотрели, как танцуют другие.

 

Второе отделение

Мазурка — это середина бала. Она «приехала» в Россию из Парижа в 1810 году. Дама в мазурке идет плавно, грациозно, изящно, скользит и бегает по паркету. Партнер в этом танце проявляет активность, делает прыжки «антраша», во время которых в воздухе он должен ударить нога об ногу три раза. Умелое

пристукивание каблуками придает мазурке неповторимость и шик. В 20-е гг. XIX века мазурку стали танцевать спокойнее, и не только потому, что от нее страдал паркет. Об этом писал А. С. Пушкин:

Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы,

Теперь не то: и мы, как дамы,

Скользим по лаковым доскам

13. Вальс- мазурка (показательный) диск 1 трек 18 Лена и Валентин

14. Русский лирический диск 1 трек 17

15. Вальс-бостон диск 1 трек 19

16 . Испанский вальс (разучивание) диск 25 трек 5

— "Я вас не люблю" — сделать закрытым веером движение в сторону.— "Я вас люблю" — правой рукой указать закрытым веером на сердце.

— "Не приходите сегодня" — провести закрытым веером по наружной стороне руки.

— "Будьте осторожны, за нами следят" — открытым веером дотронуться до левого уха.

— "Я хочу с вами танцевать" — открытым веером махнуть несколько раз к себе.

— "Молчите, нас подслушивают" — дотронуться закрытым веером до губ.

— "Вы меня огорчили" — быстро закрыть веер и держать его между сложенными руками.

ПРОСТИ МЕНЯ – сложить руки над открытым веером

17. Марш «РИМ»

18. Романеска

И другие - по программе...

(Варьируется в зависимости от участников, состава зрителей , тематики и так далее)

 

рассказать друзьям и получить подарок

Подпишитесь на обновления сайта. Введите свой e-mail:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.