Отец Федор Кузьмич… Император Александр I? Программа для санатория Карачарово

ПРОЛОГ

Неужели это Александр БЛАГОСЛОВЕННЫЙ? Неужели он, победитель Наполеона, изгнавший французов из русской земли и освободивший Европу от супостата – неужели?

... 20 января 1864 года в Cибири, в г Томске скончался старец, который вошел в историю как Феодор Томский. Чаще его называли и называют отцом Федором Кузьмичом

Данных о первой половине жизни Фёдора Кузьмича нет, первое известие о нём относится к 4 сентября 1836 года, когда у кузницы в Красноуфимском уезде Пермской губернии, остановилась запряженная лошадью телега. Проезжий попросил кузнеца подковать лошадь.

Но своим поведением и уклончивыми ответами вызвал подозрения у кузнеца, который доложил о нём властям.

Старец был задержан как бродяга, на его спине были следы ударов кнутом, каких-либо документов при себе он не имел. 10 сентября его дело было рассмотрено судом: задержанный назвался шестидесятилетним Фёдором Козьмичем Козьминым, не назвал своего происхождения.

По возрасту он был непригоден для отдачи в солдаты и поэтому, как бродяга, получил 20 ударов кнутом и был сослан в Сибирь

13 октября 1836 года с 43-й партией ссыльных он был направлен по этапу в Мариинский уезд Томской губернии. За время пути по этапу Фёдор расположил к себе заключённых и конвоиров, проявляя заботу о слабых и больных. Старец был единственным арестантом, которого не заковали в кандалы.

В материалах Томской экспедиции о ссыльных сохранилось описание внешности Фёдора Кузьмича:

рост 2 аршина и 6 с 3/4 вершков, глаза серые, волосы на голове и бороде светло-русые с проседью, кругловатый подбородок, на спине — следы от побоев кнутом. Аршин 71 см, вершок 4,5 см значит рост ФК - 71х2 +4.5х6 +3 =142+27 +3 -173 см ( приблиз)

26 марта 1837 года партия ссыльных прибыла в Томск, откуда Фёдор Кузьмич был направлен дальше к месту ссылки. Старца поселили при Краснореченском винокуренном заводе, где он прожил пять лет. Из-за возраста старца не привлекали к принудительным работам.

Обретя свободу перемещения, Фёдор начал странствовать по деревням Мариинского уезда. Источником его дохода было обучение детей (грамоте, Священному Писанию, истории), в качестве платы Фёдор Кузьмич брал только пищу, отказываясь от денег.

В период странствий по Томской губернии он познакомился с золотопромышленником Семёном Феофановичем Хромовым, который в 1858 году уговорил его переселиться к нему в Томск. Фёдор Кузьмич проживал или в его загородном доме или в самом городе во флигеле дома Хромова на Монастырской улице.

Проживая в Томске отец Фёдор регулярно посещал церковные, где занимал место в стороне.

Особо им отмечался день памяти князя Александра Невского, небесного покровителя императора Александра I. В этот день он посещал своих знакомых Анну и Марфу, которые готовили праздничный обед, после которого старец рассказывал: «Какие торжества были в этот день в Петербурге — стреляли из пушек, развешивали ковры, вечером по всему городу было освещение и общая радость наполняла сердца человеческие…».

Известны также рассказы старца о событиях Отечественной войны 1812 года, о жизни Петербурга, воспоминания об Аракчееве, Суворове, Кутузове.

Старец отличался простотой быта: летом носил белую рубашку из деревенского холста и шаровары, зимой надевал длинный тёмно-синий халат или сибирскую доху, на ногах носил чулки и кожаные туфли. Спал на доске, обтянутой холстом. Имел репутацию постника, не любил жирной и вкусной пищи, питался в основном сухарями, вымоченными в воде, но не отказывался и от мяса. Старец много времени проводил в молитвах, после смерти обнаружилось, что его колени покрыты толстыми мозолями от длительного стояния на них.

Старца начали почитать за праведную жизнь, обращались к нему за советами по различным житейским вопросам. В этот же период возникает легенда о его царственном происхождении.

Купец Хромов рассказывал, что однажды работники запели при старце известную в те времена песню

Ездил русский белый царь

Православный государь

Из своей земли далекой

Злобу поражать.

Старец сидел на завалинке своей кельи.

Лишь только он услышал эти слова как «задрожал, заплакал и ушел в свою келью», а потом попросил не позволять работникам петь песни об Александре 1.

 

В 1850-е годы келью старца посетил писатель Л. Н. Толстой, который целый день беседовал с Фёдором Кузьмичом. Как я у уже говорила, Л. Н. Толстой

весьма интересовался легендой об исчезновении и «перевоплощении». По мнению Толстого , который склонялся к тому, что Александр I и Феодор — разные люди), «…пускай исторически доказана невозможность соединения личности Александра и Кузьмича, легенда остаётся во всей своей красоте и истинности».[

В 1905 году Толстой приступил к работе над повестью «Посмертные записки старца Фёдора Кузьмича», которая, однако, осталась незаконченной, а впервые опубликована была в 1912 году.

Нельзя исключать, что уход Толстого в конце жизни из Ясной Поляны и был реализацией модели поведения, показанной в данных произведениях.

Ряд исследователей сообщает об обширной переписке, которую вёл Фёдор Кузьмич. Известно о переписке Фёдора Кузьмича с императором Николаем I, которая велась с помощью шифра.

Получив известие о смерти императора, старец заказал отслужить панихиду, на которой долго молился со слезами.

Вспоминая однажды в разговоре Красноярск и его начальство и будучи чем-то недоволен, старец сказал: «…Стоит мне только одно слово слово сказать в Петербурге, то весь Красноярск содрогнётся от того, что будет»..

Известный томский краевед И. Г. Чистяков, близко знавший Федора Кузьмича, писал, что тот хорошо владел иностранными языками, хорошо знал современные политические события и высшее общество. Чистяков писал: «Рассказывая крестьянам или своим посетителям о военных походах, особенно о событиях 1812 года, он как бы перерождался: глаза его начинали гореть ярким блеском, и он весь оживал… Например, рассказывал он о том, что, когда Александр I в 1814 году въезжал в Париж, под ноги его лошадей постилали шелковые платки и материи, а дамы бросали на дорогу цветы и букеты»

Известны также рассказы старца о жизни Петербурга, воспоминания об Аракчееве, Суворове, Кутузове

Все это дало повод тому, что в этот период начинают активно распространяться, что сибирский старец — это император Александр I.

Слухи – слухами, но уж очень смахивало на правду, что под именем старца скрывается августейшая особа, ведь узнал же его сосланный в сибирь истопник из царского дворца, который осенял себя крестным знамением и божился, что это государь Александр Павлович! Узнал и бывший содат, помнивший государя еще по тем временам, когда под барабанный бой маршировал на дворцовом плацу. Узнала и некая чиновница, упавшая в обморок при звуках знакомого голоса…

И заговорили по всей Сибири, что на заимке купца Хромова поселился император А. Заговорили и слухи превратились в молву, а молва стала легендой.

Легендой удивительно русской, поскольку ни в какой иной стране не могло случиться, чтобы император, добровольно отказавшись от власти, отказался бы и от собственного имени, богатсва, привычных условий жизни, пройтя суровый путь иноческого послушания, поста и уединенной молитвы, поднялся бы на вершины святости

 

Неужели – он? Неужели этот этот статный, осанистый белобородый старик, появившийся на улицах старого Томска, и есть император А.1, который не умер в Таганроге, а инсценировав собственную смерть и похороны, ушел неизвестно куда – в скит, в затвор, в схиму, чтобы через 12 лет поселиться в Сибири под именем Федора Кузьмича? Старца Федора, удивительно похожего по отзыву бывших придворных на императора Александра 1 – и голосом, и внешностью, и осанкой, и манерами (руку за поясок закладывал)?

Неужели А.БЛАГОСЛОВЕННЫЙ? Неужели он, победитель Наполеона, изгнавший французов из русской земли и освободивший Европу от супостата – неужели?!

Жил во дворцах, едал на серебере и злате, душился сладкими духами, носил мундир с эполетами, а теперь в простой рубахе, подпоясанной ремешком, бредет по пыльной обочине!.

Так перешептывались томские обыватели, когда встречался им ФК и слухи летели за ним словно змейки степной поземки: Александр, Александр…

 

 

На вопросы любопытствующих он давал уклончивый ответ:

"Я сейчас свободен, независим, покоен. Прежде нужно было заботиться о том, чтобы не вызывать зависти, скорбеть о том, что друзья меня обманывают, и о многом другом. Теперь же мне нечего терять, кроме того, что всегда останется при мне — кроме слова Бога моего и любви к Спасителю и ближним. Вы не понимаете, какое счастье в этой свободе духа."

В период странствий по Томской губернии он познакомился с золотопромышленником Семёном Феофановичем Хромовым, который в 1858 году уговорил его переселиться к нему в Томск. Фёдор Кузьмич проживал или в его загородном доме или в самом городе во флигеле дома Хромова на Монастырской улице.

Проживая в Томске отец Фёдор регулярно посещал церковные, где занимал место в стороне.

Особо им отмечался день памяти князя Александра Невского, небесного покровителя императора Александра I

«Какие торжества были в этот день в Петербурге,- вспоминал он,- стреляли из пушек, развешивали ковры, вечером по всему городу было освещение и общая радость наполняла сердца человеческие…».

Старец отличался простотой быта: летом носил белую рубашку из деревенского холста и шаровары, зимой надевал длинный тёмно-синий халат или сибирскую доху, на ногах носил чулки и кожаные туфли. Спал на доске, обтянутой холстом. Имел репутацию постника, не любил жирной и вкусной пищи, питался в основном сухарями, вымоченными в воде, но не отказывался и от мяса. Старец много времени проводил в молитвах, после смерти обнаружилось, что его колени покрыты толстыми мозолями от длительного стояния на них.

Сохранились воспоминания дочери Хромова, у которого жил последние годы старец Фёдор. « Однажды мы с матерью поехали на заимку к Фёдору Кузьмичу; был солнечный чудный день. Подъехав к заимке, мы увидели Фёдора Кузьмича гуляющим по полю по-военному руки назад и марширующим. Когда мы с ним поздоровались, то он нам сказал: «Паннушки, был такой же прекрасный солнечный день, когда я отстал от общества. Где был и кто был, а очутился у вас на полянке»

Зимой 1864 года старец отец ФК покинул этот мир. Перед его смертью, жена Хромова, со слезами наклоняясь над его кроватью, взывала: «Батюшка, назови хоть имя своего ангела, чтобы в молитвах наших упоминать его»

«Это Бог знает»- был ответ.

- «Тогда, батюшка, упомяни хоть имена своих родителей, чтобы можно было молиться о них»

- «И этого тебе знать нельзя. Святая церковь за них молится».

После жены сам Семен Феофанович Хромов упал на колени перед старцем:

- « Благослови меня, батюшка, спросить тебя об одном важном деле»

- «Говори, Бог тебя благословит»

-« Есть молва,что ты, батюшка, не кто иной как Александр Благословенный… правда ли это?» —

Отец ФК стал креститься и говорить: «Чудны дела твои, господи… Нет тайны, которая бы не открылась» и добавил:

-« Нет, это не может быть открыто никому, об этом меня просил преосвященный Иннокентий и Афанасий, и я им то же сказал, что говорю тебе»

Нечто подобное старец сказал и своему исповеднику:

— Если бы я на исповеди не сказал про себя правды, небо удивилось бы; если же бы ж сказал, кто я, удивилась бы земля.

Скончался Фёдор 20 января 1864 года

Почитание Фёдора Кузьмича началось вскоре после его смерти. Особо почиталось место его погребения:

На кладбище при Богородице- Алексеевском монастыре есть одна любопытная могила. Над нею стоит простой деревянный крест, обвешанный венками из живых цветов. Свежими цветами покрыт и могильный холмик. На кресте, выкрашенном масляною краскою, находится следующая надпись: «Здесь погребено тело великаго благословеннаго старца Феодора Кузьмича. Скончался 1864 г 20 января». На нижней перекладине восьмиконечного креста написаны тою же краскою литеры: «Е. И. В. А.I», то есть Его Императорское Величество Александр I

Хромов заказал у неизвестного томского художника два портрета: императора Александра I (копия с портрета работы Д. Доу) и Фёдора Кузьмича, которые повесил в келии старца. Портреты были помещены в часовню, построенную над его могилой.

Святому праведному Феодору Томскому составлены житие, молитва и акафист.

Молитва святому праведному Феодору Томскому

О праведне отче наш Феодоре! Приими сию похвальную песнь, тебе с любовию и верою приносимую, и милостивно приклонися с Небесных высот, яко отец чадолюбивый, ходатайствуй верою и любовию тя почитающим грехов прощение, жития исправление, кончину христианскую мирну и ненаветну от духов злобы. И предстани тогда, о отче, прогоняя страх смертный от верных твоих рабов и чтителей твоея священнейшия памяти, безбедно творя разлучение души от тела и лютых мытарств прехождение сильным твоим ко Господу молением и предстательством, благодатию, щедротами и человеколюбием Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Его Пресвятейшия Матери, и твоим милостивным о нас ходатайством. Надеемся вся сия прощения получити и в день Страшного Суда десного стояния со всеми угодившими Богу. Аминь.

В середине XIX века аналогичные легенды появились и в отношении супруги Александра императрицы Елизаветы Алексеевны, умершей вслед за мужем в 1826 году. Её стали отождествлять с затворницей Сыркова монастыря Верой Молчальницей, появившейся впервые в 1834 году в окрестностях Тихвина.

После смерти старца купец Хромов разбирал оставшиеся после него вещи. Среди немногих вещей им было обнаружено– метрическое свидетельство о бракосочетании великого князя Александра Павловича с принцессой Луизой-Марией_Августой, впоследствии – с императрицей Елизаветой Алексеевной.

 

Такому документу место в дворцовых архивах, а он хранился у сибирского ссыльного, осужденного за бродяжничество. Уникальный, особой важности документ – у бродяги! Синеватого цвета лист с черной печатью внизу, некоторые строки отпечатаны типографским способом, а некоторые вписаны от руки.

 

С этим отправился Хромов в Петербург, чует: дело –то государственное! Хромов побывал у обер-прокурора святейшего синода К.П. Победоносцева. Тот положил документ в ящик письменного стола и намекнул Хромову,

что если он станет распространять молву о старце и назвать его Александром 1, то наживет себе много неприятностей, в то же время граф Воронцов-Дашков сказал: « Не бойтесь, Хромов, вы находитесь под моей защитой».

Также были найдены короткие шифрованные записки, получившие название «тайна Фёдора Кузьмича».

Попытки расшифровать данные записки предпринимались неоднократно.

Подлинные записки считаются исчезнувшими при неизвестных обстоятельствах в 1909 году. В настоящее время сохранились лишь их фотокопии, причём не очень хорошего качества, что значительно затрудняет возможности по дальнейшей их идентификации и дешифровке.

Итак, мы сегодня говорим о самой главной, самой мистической загадке, легенде российской истории 19 века.

Легенде удивительно русской, поскольку ни в какой иной стране не могло случиться, чтобы император, добровольно отказавшись от власти, отказался бы и от собственного имени, богатства, привычных условий жизни, пройдя суровый путь иноческого послушания, поста и уединенной молитвы, поднялся бы на вершины святости

Одним из первых, кто описал легенду о сибирском отшельнике, был князь Н. С. Голицын, который опубликовал её в журнале «Русская старина» за ноябрь 1880 года

Склонны её поддерживать и некоторые историки. Так, например, член-корреспондент РАН, директор Института российской истории РАН в 1993 −2010 гг. А. Н. Сахаров в своей книге «Александр I» приводит различные аргументы как «за», так и «против» версии о «перевоплощении» императора.

 

Нельзя умолчать также и тот факт, что могилу старца один за другим посещали очень знатные лица: цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II), великий князь Алексей Александрович, военный министр Куропаткин, министр путей сообщения князь Хилков… Глухая Сибирь, бревенчатый Томск, и вдруг такое паломничество!

А еще раньше, при жизни старца с ним встречался Александра II в бытность его наследником престола. Совпадают и год рождения старца и Александра 1 -1777 год.

В этот же период в русской эмигрантской прессе появляется рассказ И. И. Балинского об истории вскрытия в 1864 году гробницы Александра I, оказавшейся пустой

Чтобы проверить достоверность слухов о якобы пустой гробнице Александра I в Петропавловском соборе, учёные возбуждали ходатайства об её вскрытии: сначала — в 1960-х гг. — перед Правительством СССР, а позднее — уже перед Правительством Российской Федерации, но всякий раз получали отказ.

После вступления на престол Павел решительно приступил к ломке порядков, заведённых матерью. У современников осталось впечатление, что многие решения принимались «назло» её памяти.

Одновременно с погребением Екатерины прах Петра III был перенесён в императорскую усыпальницу — Петропавловский собор. На похоронной церемонии регалии несли Алексей Орлов и другие участники цареубийства, а Павел собственноручно произвёл обряд коронования родительских останков.

Изменил порядок престолонаследия, который подвёл черту под столетием дворцовых переворотов и женского правления в России. Отныне женщины фактически были отстранены от наследования российского престола.

Рядом нововведений ослабил позиции дворянства, для них были введены

телесные наказания за убийство, разбои, пьянство, разврат, служебные нарушения, Павел I запретил дворянам, прослужившим офицерами менее года, просить отставку, дворян, уклоняющихся от гражданской и военной службы, Павел I приказал предавать суду, Император резко ограничил переход с военной службы на гражданскую и многое другое.

Улучшил положение крестьян – ограничил барщину до трех дней в неделю,отменена разорительная для крестьян хлебная повинность и прощена недоимка подушной подати, из государственных запасов стали продавать хлеб, чтобы сбить высокие цены, что привело к заметному падению цен на хлеб, было запрещено продавать дворовых людей и крестьян без земли, разделять семьи при продаже.

,Павел успел провести ряд преобразований, направленных на дальнейшую централизацию государственной власти, был издан Манифест о свободе вероисповедания

Вместе с тем, панически опасаясь заразительности примера Великой французской революции, Павел 1 запретил ввоз иностранных книг и отправку юношей за границу для получения образования, В немилость попали произведения и идеи Гёте, Шиллера, Канта, Свифта и другие выдающиеся авторы. Павел не одобрял французский покрой платья и слова, которые напоминали ему о революционной Франции

В мемуарах и книгах по истории часто упоминают якобы о десятках и тысячах сосланных в Сибирь в павловское время. На самом деле в документах число сосланных не превышает десяти человек. Эти люди были сосланы за воинские и уголовные преступления: взятки, воровство в особо крупных размерах и прочие. Многие из служащих, сосланных Павлом в деревню, через несколько месяцев были возвращены им в столицу, и притом с повышением в чине.

Укрепление дисциплины при Павле I коснулось различных сторон общественной жизни, но в первую очередь армии.

Огромное влияние уделялось внешней стороне военного дела (муштра и фрунт). За малейшие промахи офицеров ожидало разжалование, что создавало нервную обстановку в офицерской среде. Под запрет попали политические кружки среди офицеров. В то же время солдатам разрешили жаловаться на злоупотребления командиров и наказывали их не так часто, как раньше. Впервые в Европе были введены наградные знаки для рядовых.

 

Заговор высокопоставленных сановников против Павла 1 сложился в 1800 году

Павел I был убит офицерами в Михайловском замке в собственной опочивальне в ночь на 12 марта 1801 года. Считается, что заговор субсидировало английское правительство, пытавшееся таким образом избежать войны с Россией за Мальту[28]. Душой и организатором заговора стал П. А. Пален — петербургский генерал-губернатор и глава тайной полиции.

Заговорщики скрыли от Александра1 намерение убить императора Павла. «Уверяю Вас – ни капли крови,- уверял вероломный граф Пален,- Мы не посягаем на жизнь Вашего родителя, мы лишь хотим избавить страну от тирана.»

Александр, воспитанный на идеях французского просвещения, дрогнул и сдался, заглушив в себе слабый голос сомнения и поверив обещанию Палена, что ни капли крови не упадет на пол Михайловского замка.

После смерти Павла в душе Александра начинается нравственное движение, он считает себя невольным участником заговора и убийства.

Александр сам вынес себе приговор и свершил возмездие не по приговору, а по совести Возмездие , затянувшееся на долгие годы и завершившееся мнимой смертью в Таганроге.

Умер тот Александр, который получив известие о смерти отца, воскликнул с рыданием в голосе:

-«Вы убили его! Где ваша клятва?!»

- «Полно ребячиться. Нас всех поднимут на штыки. Лишь вы один можете спасти положение»-ответил на это Пален ,вынуждая Александра выйти к караулу.

И он вышел…. Сказал, обращаясь к неприветливым-хмурым и угрюмым семеновцам: «Все будет при мне как при бабушке»

Официальной причиной гибели Павла I был объявлен апоплексический удар

 

 

Император Александр 1

Период царствования

12 1801 года — 19 ноября (1825 года

старший сын императора Павла I и Марии Фёдоровны[2].

 

Сразу после рождения Александр был взят у родителей своей бабкой императрицей Екатериной II, которая намеревалась воспитать из него идеального государя, продолжателя своего дела

В 1793 его женили на принцессе Луизе Баденской (в православии Елизавета Алексеевна), которая пользовалась симпатией русского общества, но не была любима мужем.

 

 

Считается, что незадолго до своей смерти Екатерина II предполагала завещать Александру престол в обход сына. По-видимому, внук был в курсе этих ее планов, но принять престол не согласился.

 

После воцарения Павла положение Александра еще более осложнилось, ибо ему приходилось постоянно доказывать подозрительному императору свою лояльность. Отношение же Александра к политике отца носило резко критический характер. Именно эти настроения Александра способствовали его вовлечению в заговор против Павла, но на условиях, что заговорщики сохранят его отцу жизнь и будут добиваться лишь его отречения. Трагические события 11 марта 1801 серьезно повлияли на душевное cостояние Александра: чувство вины за смерть отца он испытывал до конца своих дней.

Александр претворил в жизнь несколько политических реформ , административных и реформ образования

Вторжение наполеоновских армий в Россию (о котором он узнал, находясь в Вильно) было воспринято Александром не только как величайшая угроза России, но и как личное оскорбление, а сам Наполеон стал отныне для него смертельным личным врагом

 

Победа над Наполеоном усилила авторитет Александра, он стал одним из могущественнейших правителей Европы, ощущавшим себя освободителем ее народов, на которого возложена особая, определенная Божьей волей миссия по предотвращению на континенте дальнейших войн и разорений. Спокойствие Европы он считал также и необходимым условием для реализации своих реформаторских замыслов в самой России.

В последние годы жизни Александр вновь нередко говорил своим близким о намерении отречься от престола и «удалиться от мира

Учтивый, любезный, обворожительный на балах и дипломатических приемах, он совершенно менялся, лишь только затворял за собой двери - он молился и плакал от ужаса жизни и стремления к Богу. Это сделало его умершим для современников и живым - для потомков

В Таганроге сохранился дворец Александра 1 и Елизаветы Алексеевны. Сюда 13 сентября 1825 года прибыл А.1 …

Он здоров, бодр, деятелен. Он покупает Ореанду и говорит Дибичу, что устал, он отслужил 25 лет и что солдату в этот срок позволят выйти в отставку. Устал и мечтает об отдыхе – это понятно. А что действительно происходит в его душе известно одному Богу и тому человеку, у которого он побывал накануне и с которым долго беседовал наедине – Серафиму Саровскому. Что ему сказал Александр, приняв благословение, и что он ответил Александру, трижды перекрестив во имя Отца, Сына и Святого Духа, навеки останется тайной.

Отдельные выдержки из фраз, писем , «Придворная жизнь не для меня создана… Я чувствую себя несчастным в обществе людей, которых которых не желал бы иметь у себя лакеями…… «

«Я не рожден для того высокого сана, который ношу… «

«я дал себе клятву отказаться от него тем или иным образом»…- Это он говорил еще до вступления на престол, 18-летним юношей

В начале царствования он писал Лагарпу: « Когда провидение благословит меня возвести Россию на степень желаемого мною благоденствия, первым моим делом будет сложить с себяя бремя правления и удалиться в какой-нибудь уголок Европы, где безмятежно буду наслаждаться добром, утвержденным в России»

 

Он считает за долг непреложно отказаться от престола лишь только заметит по упадку своих сил, что настало тому время. Отказаться в пользу великого князя Николая, потому что Константин имел врожденное отвращение к престолу и и рещительно не хотел ему наследовать.

А вот еще одно признание А-ра, относящееся ко времени вторжения Наполеона в Россию – тут уж не до безмятежных уголков Европы: « Я отращу себе бороду и лучше соглашусь питаться хлебом в недрах Сибири, чем подпишу стыд моего Отечества и добрых моих подданных» с такими словами император обращается к полковнику Мишо. Которого послал к нему Кутузов с донесением о сдаче Москвы. Так соединились два образа, два портрета – император, чья величественная фигура отражается в зеркальном паркете Зимнего Дворца и бородаты старик с краюхой хлеба, замаливающий грехи в глубинных недрах России…

Значит, план уже был, не только план отречения, но и УХОДА.

Одно из подтверждений такого намерения, выходящее за рамки 1825 года, не было приведено в этой книге. Накануне восшествия на престол Николая 1его супруга, Александра Федоровна записала в своем дневнике

«Наверно при виде народа я буду думать и о том, как покойный император, говоря нам однажды о своем отречении, сказал: „Как я буду радоваться, когда увижу вас проезжающими мимо меня, и я, потерянный в толпе, буду кричать вам Ура!“

 

 

На Дворцовой площади была сооружена Александровская колонна («Александрийский столп» - у Пушкина) Ее поставил Николай 2 в память о брате. Сам того не ведая, он выдал этим памятником династийную тайну. Водружена не статуя А.1-го и аллегорическая фигура ангела, несущая крест. И вся симолическая атрибутика колонны – указывала на добровольный отказ от власти – отсюда двухглавые орлы без корон, хотя во всех других случаях они изображаются с коронами. Корона – символ царской власти, и , снимая их с голов орлов, Ник 1 как бы солюдал династийный этикет, который не позволял мириться с тем,чтобы в императорской усыпальнице лежали останки постороннего человека, похороненного вместо Александра, поэтому и могила в Петропавловской крепости оказалась пустой.

Первое вскрытие могилы состоялось в первые годы после Октябрьской революции

В течение всего 19 века специальная комиссия по ревизии царских гробниц молча и не задерживаясь проходила мимо этой гробницы. Это указывало, что комиссия подчинялась некоей инструкции свыше, где знали, что здесь осматривать нечего - гроб пустой.

Члены царствующей фамилии ревностно следили за сохранностью тайны: нельзя было во всеулышание объявить народу, что нарушен священный порядок престолонаследия, что умерший вовсе не умер, а живой правит при ЖИВОМ. Живом, но скрывшемся, ушедшем. Канувшем, превратившемся в безымянного бродягу – нельзя, иначе это было бы позором на всю династию.

Теперь, нам с высоты прошедших почти двух веков видно, что это не позор, а СЛАВА. Но они так считали – нельзя, значит ПОЗОР.

Вот почему Александр 3, когда его спрашивали о тайне смерти А1 молча указывал на портрет старца Федора Кузьмича, висевшем в его кабинете.

Понятно, почему цари оберегали династийную тайну, но почему это продолжалось и после Октябрьской революции. Выпущена была даже специально брошюра профессора Кудряшова «Александр Первый и тайна Федора Козьмича», который выдает себя строкой, что нет никакой необходимости окружать личность Александра «необыкновенным ореолом нравственной высоты». Для новой власти Александр, царь, носитель власти был неприемлем из-за своего подвига.

 

 

 

 

рассказать друзьям и получить подарок

Подпишитесь на обновления сайта. Введите свой e-mail:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.