Творчество Г.Г.Гагарина

Подпишитесь на обновления сайта. Введите свой e-mail:

Григории Григорьевич Гагарин родился 29 апреля 1810 года (по старому стилю), до 13 летнего возраста находился при своих родителях в Париже и Риме, а потом учился в коллегии Толомеи, в Сиенне.

 

 

 

По выходе из этого заведения в 1826 г.  Г.Г.Гагарин состоял при российских посольствах в Париже, Риме и Константинополе; в течение двух лет занимал должность секретаря при посольстве в Мюнхене и, возвратившись в 1839 г. в Петербург, вскоре затем отправился на Кавказ, где принимал личное участие в делах против горцев. В 1841 г. Г.Г.Гагарин  был перечислен в военную службу, в 1842 году участвовал в экспедиции князя Чернышева в Дагестан.
Будучи в 1848 г. прикомандирован к князю Воронцову, в промежуток времени по 1855 г. Г.Г. Гагарин получил сверх нескольких орденов чины ротмистра и полковника. В 1855 г. назначен состоять при великой княгине Марии Николаевне как президенте Академии Художеств, в 1858 году произведен в генерал-майоры, а в 1859 г. был сделан вице-президентом помянутой академии, в 1864 г. перечислен снова на гражданскую службу с чином тайного советника. Должность вице-президента академии  Г.Г. Гагарин занимал до 1872 г

В Академии художеств князь Г.Г.Гагарин  пользовался огромным влиянием, потому что благоволившая к нему великая княгиня Мария Николаевна всегда шла на поводу у Г.Г. Гагарина. Злые языки даже рассказывали, что князь был безответно влюблен в дочь и сестру императора, которая хотя и не отвечала взаимностью, но ценила и уважала своего титулованного и сверх меры талантливого поклонника.

Творчество

Продолжительное пребывание в молодости за границей способствовало развитию в нём любви к искусству. Григорий Гагарин брал уроки у К. П. Брюллова. Он занимался рисованием и живописью и в особенности пристрастился к византийскому стилю иконописания и орнаментики. В бытность свою на Кавказе расписал в этом стиле Сионский собор в Тифлисе.

Из художественных произведений князя Г.Г Гагарина, кроме росписи Сионского собора, известны рисунки для роскошного издания «Le Caucase pitoresque», портреты М. К. Орбелиани, Д. А. Чавчавадзе (Русский музей), иллюстрации к повести «Тарантас» В. А. Соллогуба (в гравюрах Е. Е. Бернардского, 1845).

Таланты художника и рисовальщика проявились в нем с детства. С возрастом мастерство  Г.Гагарина только совершенствовалось. Его учителем стал прославленный Карл Брюллов. Григория Гагарина называли художником от Бога, принцем кисти и карандаша. Одинаково виртуозно, быстро и точно он создавал портреты своих друзей и сослуживцев (а порой и карикатуры), делал бытовые зарисовки, писал пейзажи и батальные полотна, а также стремился запечатлеть жанровые сцены своего времени. Сохранился рисунок, который создали вместе Михаил Лермонтов и Григория Гагарин, изображающий сцену сражения на реке Валерике. «Кавказские типы» Гагарина давно стали классическими изображениями, а наскоро сделанные зарисовки балов и великосветских вечеров уже полтора столетия украшают исторические монографии и энциклопедии.

Душу князя Г. Гагарина волновало многое – будь то каналы Венеции, произведения Байрона и Лермонтова, пестрые улицы Москвы, религиозные или исторические композиции, лики прекрасных дам, горы и обитатели Кавказа.

Он много путешествовал и все увиденное старался запечатлеть на холсте, так как мы сейчас это делаем с помощью фотоаппаратов.

Исследователь искусства, архитектор, книжный иллюстратор, вице-президент Академии художеств, художник Гагарин прожил долгую, интересную жизнь

Постройки:

церковь в Хасавюрте (Дагестан); церковь в Кутаисе, церковь в Мухравани, Грозном, Боржоме, Алагире, Ейске, Темир-Хан-Шуре (ныне Махачкала); Екатеринодаре;

Разнообразие оставшихся после него рисунков, этюдов, набросков, типов свидетельствует о широте его художественного размаха. На выставке произведений его, устроенной в 1910 г., обращали на себя внимание написанные a la Брюллов портреты «Княгиня С. А. Гагарина в саду», овальный портрет той же княгини, баронессы Плессей с двумя датскими головками, «Бал у князя Барятинского» и ряд акварельных портретов маленьких внуков и внучек художника, эскиз масляной картины

«Царь Алексей Михайлович в Саввино-Сторожевском монастыре"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кроме того им написаны иконы для дворцовых церквей Вел. Кн. Mapии Николаевны (1856) и принца Ольденбурского в Петербурге, а также в церкви в его имении Сучках..

19 марта 1898 года впервые для посетителей открылся Музей Императора Александра III - РУССКИЙ МУЗЕЙ .

Сегодня это уникальный музейный комплекс, не имеющий аналогов в мире. В историческом центре Санкт-Петербурга Русский музей занимает тринадцать зданий. Из них пять дворцов, построенных выдающимися европейскими зодчими: Михайловский, Мраморный, Строгановский, Михайловский (Инженерный) замок, Летний дворец Петра 1. К ним прилегают два сада – Летний и Михайловский. Общая площадь, занимаемая Русским музеем, составляет 30 гектар и практически равна территории Ватикана.

 

В Музее Александра III хранятся многие Г.Г.Гагарина.

Свыше двух тысяч акварелей, рисунков, картин - таково его творческое наследие. Его произведения хранятся не только в Русском музее, но и в Третьяковской галерее, музее А.С. Пушкина, Тверской областной картинной галерее.

 

Продолжение

В начало

рассказать друзьям и получить подарок

Подпишитесь на обновления сайта. Введите свой e-mail:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.