К сценарию бала, посвященного 400-летию династии Романовых

Съезд гостей ( Дресс-код эпохи - барокко, ампир, романтизм)

1. На парадной лестнице - учащиеся хореографического училища. Цветок – каждой даме

2. В фойе оркестр барабанщиков (вариант – барочное трио, квартет) 3. Театр истории моды Васильева (или в перерыве между отделениями бала)

4. Выставка кукол в исторических платьях

5. Выставка - продажа бальных аксессуаров: вееров, перчаток…)

6. Оформление фойе: Герб Романовых, Династия Романовых (панно)

Открытие бала Все участники бала и гости уже находятся в зале, образовав каре.

1. Показательный полонез учащихся кадетского корпуса. Возможно - приветствие Виват, Россия

2. ВЕДУЩИЙ (ДИКТОР) Воцарение Михаила Фёдоровича Романова в 1613 году положило начало новой правящей династии.   Немного дат в истории России, цифра которых измеряется веками. В нынешнем 2013 году исполняется 400 лет династии Романовых.   Каждого русского не могут не волновать вопросы:   Кто правил Россией 3 столетия? Что это были за люди?   Какие привязанности, страхи и сомнения испытывали они?   Как их личная жизнь влияла на те или иные события в России и в мире?   Какие родственные связи протянулись через 300 лет их царствования?   В юбилейном для династии Романовых году в России и за рубежом проведено много памятных мероприятий.   Наш торжественный бал, проводимый в этом историческом зале, призван внести хотя бы малую лепту в их бесконечный перечень.

3. Полонез из оперы М.И. Глинки « Жизнь за царя за царя». В полонезе участвуют артисты ЦТРА, в костюмах исторической эпохи – Петр I, Елизавета Петровна, Екатерина II, Александр I, … Николай II - которые в качестве хозяев бала стоят у сцены, приветствуя участников бала. Распорядитель бала « граф Павел Иванович Ягужинский»

4. Представление почетных гостей, приветствия, в том числе от союза потомков дворян (РДС)

5. Менуэт (постановочный или номер хореографический» 6. Вальс Далее программа бала. Во время бала, между танцами или в перерыве Музыкальные номера: «Славься, славься…» Застольная из оперы «Травиата» Верди Тост Орловского из оперетты «Летучая мышь Штрауса» (солист ГАБТ Александр Цилинко?) Дунаев Дмитрий «Русский вальс» Дунаев Дмитрий «Россия - вечная держава» «Гром победы раздавайся» «Марш Преображенского полка» «Боже, царя храни» Глинка Михаил «Руслан и Людмила» Марш Черномора

Выступление оркестра юных барабанщиков

Танцевальные номера : Вальс «Анастасия» ( Национальный балет Хореографическое училище) Гроссфатер - танец –игра - проводит «Петр I» Показательный «Русский марш» Штраус («Русский бал»?) Танец из балета….   Видеоряд из исторических фильмов Петр I, Война и мир,

Фрагмент костюмированного бала (эпоха Елизаветы Петровны, Екатерины II – актера ЦТРА)

В программе бала использовать для танцев музыку: Вальс из оперы «Война и мир» Марш Преображенского полка Глинка М. Котильон

Дополнительная информация. Ассамблеи прообраз дворянского бала, празднование, введенное Петром Великим в культурную жизнь русского общества в декабре 1718 года. Сам отличный танцор, Петр любил шутку и был не прочь расшевелить своих неповоротливых придворных. Приказав всем танцевать, становился со своей дамой впереди и под медленную мелодию выделывал разные па. Постепенно темп музыки убыстрялся, Петр менял "курс" направления, заставляя танцующих пересекать зал в обратном направлении, потом наискосок, потом по кругу, далее направлял всех по всем комнатам, затем в сад, по дорожкам между клумб и деревьев, снова возвращался в дом, оркестр встречал измученных танцоров похоронным маршем, все смеялись". Душою ассамблей петровского времени был генерал-прокурор Ягужинский, который не только превосходно танцевал, но и придумывал новые танцевальные композиции. Граф Па́вел Ива́нович Ягужи́нский, сподвижник Петра I, обер-шталмейстер, генерал-аншеф ,первый в русской истории генерал-прокурор В молодости Ягужинский имел репутацию «весёлого собеседника, весельчака и неутомимого танцора», а также «царя всех балов», который зорко следил за посещением ассамблей и составлял для царя списки отсутствовавших придворных. Ни одна ассамблея, в бытность Ягужинского в России, не обходилась без его присутствия, и если, подвыпив, он пускался плясать, то плясал до упадуЛюбя веселую, праздничную жизнь, Ягужинский вёл её на широкую ногу, тратясь на обстановку, на слуг, выезды и т. п. Петр Великий, нуждаясь в роскошных каретах для торжественных приемов, не раз временно брал их у Ягужинского. «Заведя обязательные ассамблеи, надзор за ними Петр возложил на Ягужинского, и он и в этой должности проявил то же рвение, старательность и быстроту, с которой выполнял все приказания своего государя» Коли Ягужинский приказывал пить, то все должны были делать это, хотя бы количество тостов и обязательное за ними осушение бокалов превышало все, что можно считать вероятным. Если Ягужинский после подобного обеда, став «шумен», приказывал плясать до упаду, то можно было быть уверенным, что все двери хорошо заперты и охранены и что гостям придется плясать до упаду. Ассамблеи при таком принудительном пьянстве и пляске делались тяжелой и даже опасной для здоровья повинностью. На ассамблеях были два рода танцев: церемониальные и английские. Первым танцем был менуэт– утонченный красивый французский танец XVIII в. Он состоял из мелких размеренных шагов и приседаний. Танцевали его парами. Англез – тоже парный танец – представлял собой пантомиму, изображавшую ухаживания кавалера за дамой. Дама медленно и кокетливо «убегала» в танце, а кавалер ее «догонял». Аллеманд – еще один танец петровской ассамблеи. Дамы становились по одну сторону, кавалеры – по другую. Под музыку марша дамы делали реверансы и круги. Постоянные верчения дамы были основой танца. Постепенно танец становился все более оживленным, и пары начинали выполнять придуманные ими фигуры. Сначала на ассамблеях можно было услышать только духовые и ударные инструменты: трубы, фаготы и литавры, а в 1721 г. герцог Голштинский привез с собой в Россию струнный оркестр. В конце бала исполняли французский танец котильон. Он представлял собой танец–игру, шаловливую и непринужденную. Кавалеры в этом танце становятся на колени перед дамой, отскакивают от нее, перепрыгивают через платок или карту. Одна из дам выбиралась «царицей бала», ей вручался бронзовый жезл и перчатки, она посвящала кого-л. из кавалеров, как правило, самого хозяина, в «маршалы бала». Слабость к переодеваниям питала и государыня Елизавета Петровна, которая частенько устраивала маскарады, называемые «метаморфозами». Их участники должны были являться в костюмах противоположного пола: мужчинам предписывалось надевать женское платье с корсетом на китовом усе, а женщины облачались в мужские панталоны и камзолы. Во время правления Екатерины II мода на маскарады разгорелась вновь. В 1763 году в Москве состоялся грандиозный театрализованный маскарад «Торжествующая Минерва», поставленный по случаю коронации Екатерины II . Последним в истории российской бальной культуры был костюмированный бал в Зимнем дворце, который прошел в 1903 году, и был стилизован под Россию XVII века. Накануне Русско-японской войны обращение к «русской теме» было особенно актуальным. К этим балам готовились с особым усердием и даже провели своеобразную репетицию в Эрмитажном театре. Директор императорских театров В. А. Теляковский вспоминал: «Зрительный зал представлял собой редкую картину, особенно заинтересовавшую артистов, участвовавших в спектакле этого вечера. Через дырочки занавеса они внимательно разглядывали всех костюмированных и делились своими замечаниями по поводу манеры и умения приглашенных носить столь необычное для них и столь обычное для актеров платье . Императорская семья заняла места возле дверей Арабской комнаты, а мимо нее проходили парами бояре и боярыни в роскошных национальных костюмах, украшенных мехами, брильянтами, жемчугом и в фамильных драгоценностях. Затем 16 пар исполнили русский танец, в котором солировала княгиня 3. Н. Юсупова. Ужин был накрыт в Николаевском зале. Бал имел огромный успех и был в деталях повторен через неделю в доме графа А. Д. Шереметева. На нет балы сошли в России в начале XX века. То было не самое лучшее время для страны. Поражение в войне с Японией, потом Первая мировая война, революция... Так и кончилась старая история балов в России. Бал, посвященный 300-летию династии Романовых - февраль 1913 года 23 февраля 1913 года санкт-петербургским дворянством в своём собрании на Михайловской улице был дан "грандиозный бал", на котором присутствовало свыше 3200 гостей. Это был последний масштабный праздник в дореволюционной России. Бал начался в половине десятого вечера, когда в Царскую ложу проследовали царь с царицей и особы императорской фамилии. Бал открылся полонезом из оперы М.И. Глинки "Жизнь за царя" в исполнении бального оркестра Лейб-гвардии Преображенского полка. Николай II танцевал в первой паре с супругой Санкт-Петербургского уездного предводителя дворянства В.А. Сомовой, императрица Александра Федоровна – с Санкт-Петербургским уездным предводителем дворянства С.М. Сомовым. После полонеза начались танцы – вальсы, кадриль, мазурка и котильон с обилием живых цветов и ярких лент. Николай II с дочерью Ольгой отбыли с бала в двенадцатом часу   К танцевальной программе бала На Ассамблеях танцевали полонез, менуэт, контрданс, ригодон, гавот, экосез, гросфатер. Ригодон (Rigaudon) – это разновидность контрданса. С XVIII века является бальным танцем. Происходит из Прованса во Франции Экосез (Ekosez) – старинный шотландский танец в сопровождении волынки, разновидность контрданса. С XVIII века стал бальным. При Петре 1 назывался “английский танец” или “шотландский Гавот (Gavotte) – французский старинный хороводный Известен с XVI века. С XVII века стал придворным танцем.   Гросфатер (Grossvater) – любимый танец Петра 1 – состоит из 2х частей: медленной вальсообразной на 3/4, и быстрой, похожей на экосез 2/4. Это – немецкий танец, он пришел в Россию в XVIII веке и был распространен до начала XIX века.   Менуэт (Menuet) был самым модным и популярным танцем в придворных кругах. Он имеет трехдольный размер и происходит от хороводных танцев в Бретани во Франции. Название Менуэт означает маленькие шаги. В XVI веке он был торжественным, церемонным, чопорным, с плавным шагом и множеством поклонов и реверансов. К XVIII веку движения приобрели изысканность и жеманство, темп ускорился. В России менуэт появился на Петровских ассамблеях и бытовал как бальный танец до 30 годов XIX века.   ПРОСТО ИНФОРМАЦИЯ: Царская Семья во время таких балов держала себя с большим тактом, участвуя в общих танцах и смешиваясь с толпой дворян   К разделу МУЗЫКА В это время как своеобразный музыкальный символ могущества России стал восприниматься знаменитый «Марш Преображенского полка». Марш исполнялся в дни юбилеев побед в Северной войне, в день коронации Екатерины I. Таким образом, Преображенский марш выполнял функции светского гимна. В конце XVIII века появился еще один марш всероссийского значения. По первой строке стиха он назывался «Гром победы. Появившийся в 1791 г. марш-гимн «Гром победы, раздавайся!» покорил всех и стал звучать и в царских палатах, и в дворянских усадьбах, и на военных парадах. Первая официальная попытка создать официальный российский гимн датируется 1833 годом, когда Николай I повелел сочинить его группе поэтов и композиторов. До этого торжественные события сопровождались церковными песнопениями, а при Петре Великом — военными маршами. Уже в конце царствования первого императора, а затем в правление его дочери Елизаветы Петровны начинает использоваться мелодия английского гимна «Боже, храни короля». В конце XVIII века с ней начинает соперничать торжественная песня композитора Дмитрия Бортнянского «Славься», и такое двойственное положение сохраняется до времен Николая. Музыка — Алексея Львова, текст — Василия Жуковского. Боже, Царя храни Сильный, державный, Царствуй на славу нам, Царствуй на страх врагам, Царь православный. Боже, Царя храни! Боже, Царя храни! Славному долги дни Дай на земли! Гордых смирителю: Слабых хранителю, Всех утешителю - Всё ниспошли! Перводержавную Русь Православную Боже, храни! Царство ей стройное, В силе спокойное, - Все ж недостойное, Прочь отжени! О, провидение, Благословение Нам ниспошли! К благу стремление, В счастье смирение, В скорби терпение Дай на земли! Музыкальные привязанности царей Петр 1 не расставался со своим хором государевых певчих ни в военных походах, ни в мирной жизни – этот хор сопровождал его и в дипломатической поездки за рубеж – и любил попеть с ними своим “не густым” баритоном. Он знал церковное пение, мог выполнять роль уставщика. Играл Петр на гобое и волынке. Любил музыку громкую, насыщенную по звучанию. Любимым военным инструментом Петра был барабан, на котором он виртуозно исполнял самые сложные ритмы. Создавая армию, он издал Указ об организации полковых оркестров. В Петербурге сложился и Придворный оркестр из немецких музыкантов

рассказать друзьям и получить подарок

Подпишитесь на обновления сайта. Введите свой e-mail:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.